Этот вопрос всегда вызывал бурные споры среди разработчиков. Каждый специалист будет отстаивать систему, с которой он годами работал и которую хорошо знает. И практически у каждого специалиста будут здравые аргументы в пользу выбора конкретного движка. Но часто эти аргументы касаются очень поверхностных факторов и не учитывают минусы системы.
Потому, спрашивать такие рекомендации можно только у тех специалистов, у которых есть большой опыт плотной работы с разными системами. И критерием того, что вы обращаетесь с подобным вопросом по адресу, будет то, что Вам не смогут ответить на этот вопрос.
У всех движков есть плюсы и минусы, и для того, чтобы посоветовать систему для Вашего проекта, специалисту нужно знать как можно больше информации о планируемом проекте и план развития минимум на 3-5 лет (поскольку 3-5 лет – это средний срок службы движка).
Давайте начнем разбираться с этим вопросом.
Что такое движок сайта?
Движок – это программное обеспечение, которое формирует страницы для сайтов динамического типа, в которых внешнее оформление отделено от содержимого (контента).
У динамического сайта есть разные типы страниц, а у каждого типа страниц есть свой шаблон дизайна. Контент у таких сайтов хранится в базе данных в структурированном, для конкретного типа страницы, виде. Движок, получив команду от браузера открыть определенную страницу, подставляет определенный контент в определенный шаблон и возвращает страницу браузеру.
Движки можно разделить на два типа: фреймворки и CMS.
Фреймворк сайта - движок сайта, в котором предусмотрена исключительно программная структура, обеспечивающая взаимодействие разных функций.
CMS (Система управления контентом) – движок сайта, предусматривающий интерфейс для управления содержимым сайта и его функционалом без навыков в программировании.
Какая информация нужна для выбора движка?
- Тип сайта (лендинг, корпоративный, магазин, портал и т.д.)
- Объем сайта (сколько будет страниц сайта). Особенно этот вопрос актуален для магазинов и каталогов
- Срок проекта. Запускаете ли Вы свой проект краткосрочно на 6-12 месяцев или на многие годы?
- План маркетингового развития. Очень важно при выборе движка понимать, какая максимальная посещаемость может быть на сайте.
- Функциональное задание. Нужно как можно подробней описать весь функционал сайта. Это сложно сделать, и для большинства заказчиков, не имеющих специальных знаний, окажется невозможным, но всегда можно прибегнуть к помощи консультантов.
В этом случае можно собирать обращения в базу данных, в которой администратор сможет просматривать обращения, реагировать на них, менять им статус, фильтровать их и др. Или информация может интегрироваться в стороннюю тикет-систему. Как Вы можете понять, это очень разные по сложности решения, и требуют они разной функциональности, и все это – на примере очень простой функции.
Этой информации достаточно, чтобы сделать технически правильный выбор.
Есть еще очень важный для владельца параметр – стоимость владения сайтом. Этот параметр включает в себя все расходы, связанные с содержанием и обслуживанием сайта. Например:
- Стоимость лицензии, если система платная
- Удобство административной панели, которое влияет на то, сколько операций администратор сможет выполнить за единицу времени, что в свою очередь отразится на оплате его услуг
- Объем (вес) файлов сайта. Движок может занимать 10 Мб, а может и 4 Гб. Это отразится на том, сколько дискового пространство Вам придется покупать
- Вес файлов также повлияет на стоимость программных доработок. Когда программист ищет источник проблемы или прокладывает функцию через всю архитектуру системы, на стоимость его работы сильно повлияет то, учитывает он код в десяти файлах или в тысяче файлов.
- Скорость работы системы и нагрузка, которую система создает на сервере, повлияет на то, сколько серверных мощностей Вам придется приобрести.
- Базовая функциональность движка. Чем больше необходимых Вам функций покрывает базовая функциональность движка, тем меньше расходов у Вас будет на доработки.
Это далеко не полный список того, что влияет на стоимость владения сайтом, но описанное выше влияет на стоимость сильнее и чаще прочего.
К сожалению, нам часто приходится видеть ситуации, в которых из-за неправильного выбора движка владелец неоправданно платит в несколько раз больше необходимого на содержание и обслуживание сайта.