Если Вы уже интересовались этим вопросом, то наверняка встречали очень разную классификацию. Например: платная или бесплатная, коробочная или самописная, с открытым исходным кодом или с закрытым, профессиональная или… кстати, антонима этому термину в дискурсе движков, я не встречал, но предположим, что непрофессиональная или любительская. Пройдемся по каждой классификации.

Платная или бесплатная. Что выбрать? Чем они отличаются, кроме цены?

У коммерческих систем обычно более богатый и интересный функционал, а еще – неплохой маркетинг (когда читаешь описание коммерческого движка, его так и хочется купить).

Но наш скромный опыт (мы работали только с тремя коммерческими системами), говорит о том, что стоит держаться от коммерческих систем подальше, по крайней мере – от серийных платных (об этом ниже). Качество коммерческих движков, а вернее – их программного кода, значительно ниже, чем у популярных бесплатных, доработки обходятся намного дороже, сайты на них работают медленней.

Коробочная или самописная. Лично мне не нравятся оба эти ярлыка, поскольку они накладывают негативный оттенок.

Начнем с коробочной, хотя я бы назвал ее серийной. Серийные движки – это готовые продукты с четко определенной функциональностью (как правило, универсальной), которые можно скачать, установить и использовать.

Самописная система, которую я предпочитаю называть уникальной (кстати, почти все существующие на рынке серийные продукты начинали как самописные). По названию нетрудно догадаться, что уникальные системы нужны для уникальных задач. Т.е. движок пишут под проект.

Так что из них лучше выбрать? Если у Вас есть выбор, то выбирайте серийную. Это будет быстрее, дешевле и проще.

Вот только выбор есть не всегда.

Дело в том, что серийные системы не подготовлены к большим нагрузкам. Даже если у Вас обычный, на первый взгляд, интернет-магазин, но номенклатура товара и посещаемость измеряется сотнями тысяч, то ни один серийный движок этого не потянет и у Вас не останется выбора, кроме как заказывать разработку движка под Ваш проект. Все популярные магазины и порталы с большой посещаемостью работают на уникальных движках.

Система с открытым исходным кодом или с закрытым. Закрытый исходный код – значит зашифрованный. Т.е. его нельзя прочитать и его нельзя доработать, а значит обслуживать Вас сможет только автор движка. Да, это не очень приятная зависимость, но необходимость работать с такими системами возникает тогда, когда альтернативы особо нет.

Такое чаще всего бывает в уникальных коммерческих проектах.

Также закрытый код можно встретить и в серийных коммерческих движках, но доля зашифрованного кода там очень мала и, как правило, шифруют только участок кода, отвечающий за привязку лицензии к домену.

Если есть выбор, то лучше выбрать систему с открытым кодом.

Профессиональная система или нет. По сути, термин профессиональной системы – это чистый маркетинг. Встречается он, в основном, в описании коммерческих движков и по факту этот статус ничем не подкреплен.