Юзабилити

ЮзабилитиЧто же такое юзабилити? Юзабилити (usability в дословном переводе с английского «возможность использования») – это эргономическая характеристика степени удобства пользования сайтом.

Не трудно представить себе степень важности удобства Вашего сайта для пользователей. Не редко бывают случаи, когда исправление юзабилити интернет магазина приводит к повышению продаж в 2-3 раза без увеличения расходов на рекламу.

К сожалению, с развитием web дизайна, все чаще встречаются случаи, когда для того, чтобы сделать сайт более красивым жертвуют его удобством. Проще говоря, дизайнеры рисуют картинку, а не сайт. Однажды я попал на сайт (очень красивый), на котором я искал страницу контактов около 10 минут. Я искал ее ради спортивного интереса, обычный пользователь не будет ждать и 10 секунд.

Есть много исследователей юзабилити и, соответственно, есть много правил.

Так как же сделать удобный сайт? Давайте разберем этот вопрос по этапам создания сайта.

Цели

Прежде всего, при планировании сайта, нужно определить цель создания сайта (донести информацию, увеличить продажи и т.д.). Зная цель создания сайта, можно определить какой тип сайта Вам нужен (визитка, корпоративный, интернет магазин, промо-сайт).

Определение целевой аудитории.

Определение целевой аудитории - важнейший вопрос в планировании сайта. Нужно определить пол, возраст, социальный статус, уровень дохода, уровень владения интернетом. Конечно, Вы хотите охватить все категории пользователей, но это практически не возможно, да и не нужно.

Вспомним закон Парето «20% усилий дают 80% эффекта». Не нужно делать Ваш сайт удобным для всех. Нужно выделить 20% пользователей, которые дадут Вам 80% дохода и ориентировать сайт на них.

Дизайн

Дизайн должен быть ориентирован на пользователя. Не нужно с ним особо мудрить, ведь лучший сайт это тот, который похож на другие.

Пользователи предпочитают сайты, похожие на те, которые они знают и не любят остальные. В психологии это называется «синдром утенка». На сайте с привычным дизайном пользователь всегда чувствует себя уверенней и находит нужную информацию намного быстрее.

Навигация

Навигация – очень важный элемент, особенно для сайтов с большим количеством страниц. Существует правило «трех кликов». Согласно этому правилу пользователь должен добраться до любой страницы сайта максимум за 3 клика. Для больших сайтов и интернет магазинов это большая проблема. Но на самом деле не так важно количество кликов, если навигация построена логично и пользователь всегда знает где он находится и что ему нужно дальше делать для того, чтоб добраться до нужной страницы.

Относительно меню есть правило «7+-2». Это правило говорит о том, что в меню должно быть 7+-2 пунктов. Это правило работает для большинства сайтов. Лучше сделать дополнительное меню, чем сильно перегружать одно.

Помимо логичного и удобного меню стоит использовать такой навигационный элемент, как «хлебные крошки». Этот элемент показывает, на какой странице Вы находитесь и весь путь к этой странице от главной (например: Главная – категория – подкатегория - товар). Благодаря «хлебным крошкам» пользователь всегда знает, где он находится и у него есть возможность в один клик вернутся на несколько страниц назад.

Главная страница.

Главную страницу не стоит перегружать информацией. Она должна быть навигационной. Из навигационных элементов на главной странице можно использовать модули-ссылки с иллюстрациями группы товаров или услуг, модули «последние новости/статьи «и т.д.

На главной странице следует поместить краткую информацию о том, кто Вы, чем занимаетесь, Ваши преимущества, почему пользователь должен купить именно у Вас, информацию о акциях и контактные данные.

Самую важную информацию нужно помещать в верхнюю часть страницы, которую пользователь увидит без прокручивания страницы вниз.

Скорость работы сайта.

Считается, что в идеале страница сайта должна загружаться за 2 секунды.

Есть 3 основные причины медленной работы сайта:

  1. Компьютер пользователя. У пользователя может быть старый компьютер или слабое интернет соединение.
  2. Сервер. Технические характеристики сервера мало влияют на скорость работы нового сайта. А вот, когда сайт становится популярным и его одновременно просматривают несколько сотен пользователей, низкие характеристики сервера могут стать причиной не только замедления работы сайта, но и отключения его. Поэтому с увеличением посещаемости сайта следует переходить с обычного хостинга на выделенный сервер.
  3. Сайт. Да, причиной медленной работы Вашего сайта может быть сам сайт. Это происходит, в основном, по двум основным причинам:
    • Большой объем файлов, чаще всего изображений. Не стоит загружать на сервер картинку шириной 2000 пикселей, если на сайте она выводится шириной 300 пикселей. Картинки лучше загружать того размера, в каком она будет отображаться на сайте. Если одна картинка должна отображаться на сайте в разных местах и в разных размерах, то лучше загрузить на сервер 2 картинки, потому как изменение размера картинки тоже занимает время.
    • Использование на сайте различных визуальных эффектов (слайд шоу, всплывающие окна и т.д.). Эти эффекты пишутся командами языков программирования JavaScript и PHP. На выполнение этих скриптов уходит немало времени. Не используйте их просто для красоты, а только в случаях, когда это действительно нужно.

Кстати, поисковые машины тоже учитывают скорость загрузки страницы, и из двух сайтов при одинаковых данных в поисковой выдаче будет выше тот, который загружается быстрее.

Наполнение сайта

Тексты для сайта лучше писать по принципу «перевернутой пирамиды». Т.е. вначале - пишем вывод, а ниже - уже расписываем что, как и почему.

Если Вы привлекаете копирайтеров, не забывайте, что вряд ли копирайтер так же хорошо владеет Вашей сферой деятельности, как и Вы. Для получения хорошего результата напишите самостоятельно суть статьи и основные моменты, на которые нужно обратить внимание пользователя, а копирайтер все распишет красивым «продающим» языком.

Что касается изображений, старайтесь использовать изображения, связанные с текстом, а не просто как декор.

Я привел очень короткий список правил юзабилити, но, на мой взгляд ,самых важных. Надеюсь, что статья окажется для Вас полезной)

Свяжитесь с нами
или *
Нажимая кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку персональных данных