SEO (search engine optimization) или поисковая оптимизация - это комплекс мер по улучшению сайта в глазах поисковых систем, с целью получения лидерских позиций в органической выдаче поисковых систем. Поисковая оптимизация является одним из наиболее частых аспектов доработки сайтов.
Поисковые системы основаны на контекстном поиске, поэтому самым важным фактором оптимизации всегда будут уникальные и релевантные тексты. Ведь в конечном итоге, речь идет об улучшении позиций определенных страниц сайта по определенным поисковым запросам.
Но помимо контекстной составляющей, есть еще множество технических факторов, которые напрямую или косвенно влияют на позиции сайта и на привлекательность вашего сайта в поисковой выдаче. Также есть много инструментов, которые помогут автоматизировать процесс оптимизации, что будет очень важно на масштабных проектах. О некоторых из этих инструментов мы и поговорим в этой статье.
Генерация SEO-тегов
Речь идет о важных для поисковых систем тегах, таких как title, description, alt и теги заголовков h1-h6. Иногда их называют мета-тегами, но из них только тег description является мета-тегом.
Для чего нужны эти теги?
title - это тег-заголовок страницы. Он отображается в названии вкладки браузера, а также в виде заголовка сниппета в поисковой выдаче.
description - это тег описания страницы. Содержимое этого тега отображается в качестве описания сниппета в поисковой выдаче.
alt - это атрибут тега изображения, который отвечает за описание изображений. Изначальный смысл этого атрибута заключался в указании текстового описания изображения, которое отображается, если изображение не загружено. Это было очень актуально во времена супер-медленного и супер дорогого интернета, когда люди были вынуждены блокировать загрузку изображений, чтобы минимизировать трафик. С помощью грамотно заполненных тегов alt, можно было целостно понять смысл web-страницы и разрешить загрузку конкретных изображений, если они заинтересовали.
На сегодняшний день, прямое назначение этого атрибута не актуально. Тем не менее, на этот атрибут смотрят поисковые машины и он является основой оптимизации изображений под контекстный поиск.
Теги заголовков h1-h6. В языке html предусмотрено шесть уровней заголовков, от самого крупного h1, до самого мелкого h6. Помимо размерной логики, у этих тегов есть также логика иерархии. h1 - самый важный заголовок и он должен быть только один на каждой странице. Он используется на отображения названия статьи или товара и т.п.
Когда мы говорим о релевантности страницы поисковому запросу, то имеем в виду, что ключевые слова запроса должны упоминаться во всех или почти во всех seo-тегах, а также иметь упоминания в обычном тексте страницы. Это является основой контекстной оптимизации.
В идеале, все эти теги нужно формировать вручную, учитывая особенности каждой страницы. Но если у вас объемный сайт, то это может быть не подъемным трудом.
В таких случаях используют генератор seo-тегов. Суть генератора в том, что он автоматически генерирует содержимое тегов по заданным формулам. Эти формулы используют переменные с параметрами, которые обязательно есть в системе (название товара, категории и т.п.). Они могут иметь подобный вид (Купить + НАЗВАНИЕ ТОВАРА + в Киеве).
Генераторы seo-тегов могут иметь несколько вариантов реализации с разной степенью гибкости и удобства. Но самое важное - это иметь возможность помимо автоматически сгенерированных тегов, заполнять теги вручную. Такая возможность необходима, поскольку автоматически сгенерированные теги могут иногда выглядеть не лучшим образом и использовать неверные склонения. Потому важно иметь возможность заполнять теги вручную, особенно для критически важных страниц сайта.
SEO-фильтр
Генератор seo-тегов, о котором мы говорили выше, является отличным инструментом оптимизации для фактически существующих страниц. Но иногда, возникает необходимость оптимизировать и продвигать страницы, которых фактически не существует на сайте и они генерируются для вывода результатов фильтрации.
Предположим, что в нашем интернет-магазине есть категория товаров “Ноутбуки”. Мы можем оптимизировать эту страницу под общие запросу о покупке ноутбука. Но что если мы хотим иметь оптимизированные страницы под более точные запросы, например ноутбуки конкретных производителей, например “Ноутбуки Asus”? Некоторые решают эту задачу путем создания подкатегорий. Что неизбежно приведет к чрезмерному разрастанию дерева каталога. Также, путь с категориями не позволит нам углубиться и создавать страницы под еще более тонкие запросы, например “Ноутбуки Asus 15 дюймов”
На странице категории товаров есть фильтр и мы можем отфильтровать товары по производителю. Все, что нам нужно, чтобы у этих страниц появился человеческий адрес, seo-теги и они могли быть проиндексированы поисковыми системами. На самом деле, технически, это весьма сложная задача. Толковый seo-фильтр может быть не дешевым инструментом, зато он может дать рост сайта по огромному количеству низкочастотных запросов, что может обеспечить быструю окупаемость инвестиций в такой фильтр.
Что важно предусмотреть в инструментах seo-фильтра?
- Управление характеристиками
Важно иметь возможность отмечать, какие характеристики будут участвовать в генерации страниц, а какие нет. Вам вряд ли понадобится релевантность под запросы типа “Ноутбуки Asus USB” - Понимание количества генерируемых страниц
Количество страниц, которое вы можете сгенерировать - не бесконечно. В какой-то момент ваш сервер может не справится. Если вы попробуете генерировать страницы под все возможные варианты, количество генерируемых страниц может измеряться квентильонами. Будьте осторожны с этим. - Ручное управление
Когда фильтр генерирует страницы, то seo-теги он заполняет по формулам, как обычный генератор тегов. Будет очень полезно, если есть возможность ручного редактирования тегов. Но если есть ручное редактирование тегов, то можно вручную добавить и текст описания к таким страницам. Конечно, для огромного количества страниц, тексты писать никто не будет. Но для наиболее важных и конкурентных страниц, таких как “Ноутбуки Asus”, будет полезно написать тексты описания.
Микроразметка или структурированные данные Google
Официально, инструмент называется “структурированные данные Google”, но для простоты и краткости, его называют микроразметкой.
Google предлагает код, с помощью которого можно разметить контент определенного типа, чтобы Google мог в своей выдаче оформить такой контент особенным видом.
Другими словами, микроразметка позволяет выделить ваш сайт среди других в поисковой выдаче.
Таким образом можно разметить товары, рецепты, FAQ, фильмы и многое другое. Список доступных разметок периодически меняется, потому полный перечень актуальной разметки стоит проверять в официальной документации.
У каждого типа структурированных данных есть список обязательных параметров, без которых разметка не будет работать и дополнительных параметров, которые можно использовать опционально.
Мы рекомендуем использовать все возможности этого инструмента и выделиться среди прочих.
Аналитика
Правильно настроенная web-аналитика - крайне важный инструмент для построения эффективных маркетинговых кампаний.
С помощью аналитики вы можете отслеживать эффективность рекламных кампаний, проводить тестирование, проверять гипотезы и многое другое.
Аналитика должна настраиваться под конкретные задачи и давать маркетологу четкую информацию по интересующих его вопросам.
Данные могут собираться из разных источников, таких как Google analytics, админка сайта, crm, erp, системы аналитики социальных сетей и любых других систем, которые позволяют настраивать обмен данными. Данные из разных систем можно сопоставлять, дополнять и интерполировать для формирования максимально прозрачной картины.
Ускорение
Скорость сайта - один из важных критериев оценки сайта поисковым роботом. В особенности важна скорость работы сайта на мобильных устройствах.
Скорость сайтов - одна из наших ключевых специализаций. Мы можем оптимизировать как скорость работы сайта на стороне сервера, так и облегчить сайт для более быстрой загрузки браузером клиента. Более подробно на эту тему читайте на страницах “Ускорение сайта” и “Скорость сайта. От чего зависит скорость загрузки сайта и как не допускать замедления”
Sitemap
Файл sitemap.xml служит для того, чтобы дать поисковому роботу список страниц, который нужно проиндексировать.
Большинство CMS имеют встроенный sitemap или возможность установить функционал sitemap с помощью плагинов.
Однако, с этим часто наблюдаются две распространенные проблемы:
- sitemap использует устаревший формат.
- В файле нет нужных страниц или имеются лишние. Это связано с нехваткой настроек формирования файла и с ошибками функционала, допущенными разработчиками.
Потому, стоит осторожно использовать готовый функционал sitemap и возможно, разрабатывать его индивидуально.
На момент написания этого текста мы еще ни разу не встречали готовый функционал sitemap для многоязычных сайтов. В таких файлах указываются все переводы страниц не как отдельные страницы, а именно как разные версии одной сущности и с указанием языка по умолчанию. Такой функционал пока делают только на заказ.
Оптимизация многоязычный сайтов
Для поисковых систем важно указывать языковую версию сайта, адреса страниц с переводом и язык сайта по умолчанию. Это нужно для того, чтобы Google лучше понимал, какую версию страницы нужно выдать в каком регионе и на каком языке.
Для того, чтобы дать поисковому роботу понимание о языковых и региональных версиях страниц, есть три метода: с помощью html тегов, с помощью http-заголовков и с помощью файла sitemap.xml. Все эти способы тождественны и можно выбирать любой удобный способ.
Canonical
Иногда на сайте одна страница может быть доступна по нескольким адресам или страницы могут быть очень похожи. В таком случае, Google будет рассматривать один URL-адрес как канонический, а остальные - как его дубликаты. Канонический URL будет сканироваться чаще, чем дубликаты.
Если позволить поисковому роботу самому решать, какая страница будет канонической, то это может привести к крайне нежелательным последствиям. Рекомендуется указывать канонические страницы самостоятельно.
Указать каноническую страницу можно одним из трех способов, с помощью html тегов, с помощью http-заголовков и с помощью файла sitemap.xml.
Наиболее часто возникает необходимость указывать каноническую страницу для страниц категорий товаров или блога, на которых доступна сортировка или пейджинация, поскольку страницы с пейджинацией и сортировкой будут иметь очень схожий контент по разным адресам. И если такие страницы не закрыты от индексации совсем, то необходимо указывать каноническую версию страницы.
Список возможных доработок сайта в области поисковой оптимизации может быть практически бесконечным. Мы описали наиболее частые и важные инструменты и возможности. Но тонкая настройка может включать множество уникальных решений. Однако, не забывайте, что в первую очередь, сайту нужны качественные тексты, без них оптимизация не даст эффекта.